иммиграция в США

Ситуация в стране и задачи СДПР

VIII внеочередной съезд СДПР, Москва, 12 декабря 1996 г.

Проект политической резолюции Съезда
(по поручению Оргкомитета

и Инициативной группы подготовил П.Кудюкин)

 
 
 “СИТУАЦИЯ В СТРАНЕ И ЗАДАЧИ СДПР”
 

I. ОЛИГАРХИЧЕСКАЯ “СТАБИЛИЗАЦИЯ” И СОЦИАЛЬНАЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ

Развитие событий в России за последний год позволяет говорить о своеобразной стабилизации и консолидации социально-политического режима, рожденного государственным переворотом сентября-декабря 1993 г. Надежды на возможность относительно быстрого изменения ситуации и возобновления демократического процесса оказались иллюзорными.

Существующий в России режим является

  • олигархическим по своему социальному содержанию,
  • полу-авторитарным по политико-правовой форме,
  • криминализованным по методам действия,
  • бонапартистским по способам поведения,
  •  номенклатурным по происхождению и традиции, воспроизводя при этом худшие черты не только «коммунистического», но и поздне-царистского прошлого.

Его становление переплетено с формированием нового российского капитализма как зависимого в двух смыслах - зависимого от центров глобального капитализма (в этом смысле российский капитализм еще и перифериен) и зависимого от поддержки государства, без которой он нежизнеспособен. Отсюда паразитический и верхушечный характер подавляющего большинства российской экономической элиты, возросшей на санкционированном и поддержанном государством разграблении национального достояния. Отсюда же господствующее положение в экономике представителей финансовых структур и экспортно-ориентированных (сырьевых или связанных с первичной переработкой сырья) отраслей при деградации отраслей реального сектора, обслуживающих внутренний рынок, высокотехнологичных призводств, в б.СССР почти исключительно связанных с оборонным комплексом, отраслей жизнеобеспечения и социальной сферы.

Естественным следствием социально-экономической политики властей и определившихся объективных тенденций экономического развития является социально-поляризованная структура общества, где кучке богачей противостоит нищающее большинство населения, а прослойка «среднего класса» тонка и положение его неустойчиво, определяясь в сущности благорасположением той же финансово-бюрократической олигархии.

Такая социально-экономическая и общественно-политическая система по определению неустойчива и чревата острыми конфликтами. Тем не менее возможно говорить о консолидации и стабилизации режима. Это ярко проявилось в ходе президентской избирательной кампании, когда вокруг режима сплотились основные группы финансовой и административной олигархии. Утверждению о консолидации и стабилизации режима не противоречит продолжение острого соперничества различных группировок, но чрезвычайно важно, что наряду с желанием «пристойно выглядеть» перед мировым общественным мнением такое соперничество выступает фактором сохранения хотя бы внешне демократических инстутов, что и позволяет говорить о полу-авторитарном характере режима.

Устойчивости существующей системы в немалой степени способствует роль, выполняемая наиболее влиятельной частью оппозиции – «народно-патриотическим» (национал-«коммунистическим») блоком. Как показывает реальное поведение его представителей в Федеральном Собрании и в тех регионах, где они были избраны главами администраций, «народные патриоты» и их ядро – КПРФ – являются внутрисистемной оппозицией, реально играющей по правилам системы. Радикальные же заявления выполняют двоякую функцию – во-первых, удерживать влияние среди традиционалистски-лево и отчасти демократически-лево настроенных групп населения, во-вторых, выгодно оттенять стоящую у власти группировку как сторонников «стабильности» и «демократии» в противовес «разрушителям» и «реставраторам прошлого». Поведение КПРФ логически вытекает из ее социального характера «партии-кентавра» – будучи по сути право-националистической консервативной партией, выражающей интересы наиболее заскорузлых групп бюрократического капитала, она опирается на значительную часть трудящихся и социально-обездоленных групп с их патриархально-левыми ценностями.

Важный аспект стабилизации режима – слабость протестного потенциала в обществе из-за катастрофического дефицита навыков солидарного действия и крайне низкого уровня гражданской самоорганизации. Причины этого как в историческом наследии, включая подавление вплоть до физического истребления социально активных граждан в течение трех поколений, так и в обреченности подавляющего большинства населения на повседневную тяжкую борьбу за выживание, забирающую все силы. Вместе с тем в обществе накапливаются отчаяние и возмущение, прорывающиеся отдельными вспышками протеста и пока еще слабыми очагами социальной самообороны от нищеты, от произвола властей и работодателей.

Перспектива постепенной самоорганизации общества, и прежде всего трудящихся классов, освоения им методов отстаивания своих прав и интересов обозначают пределы достигнутой «стабилизации». Именно недостаток навыков цивилизованного коллективного действия грозит неуправляемым социальным взрывом, только их появление открывает реальную перспективу радикальной демократизации российского общества.

 

II. ИМИТАЦИОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ОППОЗИЦИИ

Формально Россия обладает основными атрибутами демократического общества и государства – декларированной свободой слова и печати, многопартийностью, регулярными свободными выборами, разделением властей, формально независимым от исполнительной власти местным самоуправлением и т.д. На самом деле большая часть этих институтов и принципов существуют достаточно формально, их главная функция – демонстрировать, что у нас «все как в цивилизованных странах». Демократические институты в современной России декоративны (представляя собой «фиговый листок» президентского абсолютизма) и имитационны.

Это не значит, что ими можно пренебречь. Наоборот – только упорная работа, чтобы наполнить эти институты реальным содержанием и заставить их полноценно функционировать, дает шанс на предотвращение как сползания от полуавторитаризма к диктатуре, так и неуправляемого социального взрыва. Именно в осуществлении такой упорной и кропотливой повседневной работы состоит задача всей демократической оппозиции и Социал-демократической партии России как ее составной части. Мы должны настроиться на долгий марш к демократии.

 

III. ЗАДАЧИ СДПР (ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ ДЕЙСТВИЙ)

Программа действий СДПР должна определяться именно этой ориентацией на длительную борьбу за демократию, за поступательное развитие влияния социал-демократии в обществе и во властных структурах.

 
3.1. В области партийного строительства

Предпосылкой и условием решения всех дальнейших задач является укрепление партийной организации и рост ее численности. Должна быть решена задача возрастания численности СДПР до 50 тыс. членов к 1999 г., и до 100 тыс. - к 2003 г. Основное внимание центральных партийных органов и парламентской группы СДПР в связи с этим должно быть обращено на развитие и укрепление территориальных и региональных организаций – основы партии, создание организаций СДПР в тех регионах, где они пока еще отсутствуют.

Президиуму, Правлению и парламентской группе СДПР предстоит в ближайшее время разработать план развития территориальных и региональных организаций СДПР, основывающийся на поэтапной организационной и финансовой поддержке регионов с целью вывода их на режим самофинансирования и самоподдерживающегося развития (при активной работе самой региональной организации такой «пусковый» период может продолжаться от 4 до 6 месяцев).

Центральные партийные органы должны также оказывать регионам постоянную программно-методическую помощь местным организациям, без которой невозможно будет решить задачи, поставленные в разделах 3.2 - 3.6 настоящей резолюции. Ее органическая часть – сбор информации об уже имеющемся внутри и вне СДПР опыте, его обобщение и тиражирование.

Необходимо активизировать работу СДПР и ее местных организаций по привлечению лево-демократически настроенной интеллигенции гуманитарного и обществоведческого профиля как основной силы, способной принять участие в реализации наших программ в гражданском обществе.

Требует решения проблема устойчивого финансирования деятельности партии. Здесь предстоит от поиска случайных и часто политически рискованных спонсоров перейти к системе финансирования партийной работы за счет партийных взносов (что сопряжено с необходимость роста численности) и реализации конкретных программ, ориентированных на общественные интересы. Взносы и внутрипартийные пожертвования должны по крайней мере обеспечивать возможность регулярного информационного обмена между центром и местами.

Вопросы роста СДПР тесно связаны с основными направлениями работы. До сих пор все политические партии и объединения России работают внутри чрезвычайно узкого политизированного слоя граждан, в основной занимаясь его перераспределением между собой. Здесь резервы поиска новых членов практически исчерпаны. Расширить их можно только за счет решительного поворота к тем группам и слоям населения, которые при социальной активности с опаской относятся к собственно политической деятельности. Привлечь их можно только в конкретной работе.

 
3.2. Работа с профсоюзами

СДПР ориентируется на сотрудничество со всеми профсоюзами, действующими в России без какой бы то ни было идеологической селекции. Плюрализм профсоюзного движения связан прежде всего с переходным характером трудовых отношений и социальной неоднородностью трудящихся. Профсоюзы разных типов выполняют во многом взаимодополняющие функции и наша задача, чтобы и сами профсоюзные организации везде, где это объективно возможно, переходили от соперничества к взаимодополняющему сотрудничеству.

Социал-демократия в России в обозримом будущем имеет перспективу, только сознательно становясь политическим выразителем интересов организованного рабочего движения, становясь частью лейбористского движения.

Завоевать доверие профсоюзов и других организаций трудящихся можно не декларациями, а только конкретной работой, начиная от продвижения в Государственной Думе и региональных законодательных органах нормативных актов в интересах трудящихся и кончая конкретной помощью в разрешении конфликтов и иной повседневной работе профсоюзов, особенно их низовых организаций.

В организациях СДПР уже накоплен определенный опыт работы по политическому обслуживанию профсоюзов, созданию учебных, информационных и консультативных структур, помогающих рабочему движению – задача в том, чтобы связать существующие инициативы в единую систему и как можно шире распространить ее, обеспечивая тем самым как рост авторитета социал-демократии среди наемных работников умственного и физического труда, так и их приток в партию.

 
3.3. Борьба за экономическую демократию

В условиях продолжающегося экономического кризиса и неудовлетворительных с точки зрения большинства общества результатах приватизации борьба за экономическую демократию, за участие трудящихся в управлении и собственности как на предприятии, так и на более высоких уровнях имеет не только стратегическое, но и текущее прикладное значение. Именно развитие экономической демократии может стать одним из основным методов повышения эффективности экономики «снизу» и альтернативой проектам нового передела собственности, который грозит оказаться столь же разрушительным и неэффективным, как и уже проведенный.

Развитие принципов экономической демократии – одно из важнейших направлений защиты интересов трудящихся в процессе банкротств предприятий и структурной перестройки экономики.

Теоретическая работа по изучению опыта экономической демократии в России и за рубежом, законодательное обеспечение ее развития, социальное проектирование и осуществление проектов на конкретных предприятиях и в регионах не только будет способствовать реализации целей и принципов социал-демократии, но и может служить тем полем, где будет развиваться сотрудничество различных социал-демократических, демо-социалистических и социально-либеральных сил.

 
3.4. Содействие гражданской самоорганизации

В России более или менее стихийно развиваются различные организации и движения по защите непосредственных интересов граждан и по реализации их общественных и культурных устремлений. Можно назвать, например, движения квартиросъемщиков, очередников, владельцев жилья, движения по защите прав вкладчиков, природоохранные и культурноохранные инициативы и т.д. и т.п. Все они крайне нуждаются в информации об опыте друг друга, координации своих усилий, взаимном изучении опыта. Здесь необозримое поле деятельности для социал-демократов, которые кроме всего прочего могут привнести свое знакомство с зарубежным опытом в соответствующих сферах.

С точки зрения принципов социал-демократии чрезвычайно важна и перспективна работа по развитию потребительской кооперации в сочетании с поддержкой малоимущих групп населения и конкретных граждан, нуждающихся в социальной помощи.

 
3.5. Развитие местного самоуправления

Местное самоуправление находится в чрезвычайно приниженном положении и обладает полномочиями и возможностями, несравненно меньшими, чем даже земство в царской России. Вместе с тем, как показывает опыт, работа социал-демократов в органах местного самоуправления и по привлечению их депутатов на сторону социал-демократии чрезвычайно перспективна для завоевания, закрепления и расширения влияния среди населения.

В числе первоочередных задач – законодательное (на федеральном и региональном уровне) обеспечение финансовой самостоятельности местного самоуправления и тем самым его реальной независимости от исполнительной власти. Помимо прочего – сильное и самостоятельное местное самоуправление может выступать противовесом сепаратистским и феодализирующим тенденциям глав региональной исполнительной власти, тем самым внося свой вклад в укрепление единства и целостности России.

Необходимо развивать горизонтальные связи между органами местного самоуправления и региональными представительными органами. Важным шагом здесь могла бы стать инициатива по созданию межрегиональных и всероссийских ассоциаций председателей комиссий региональных и муниципальных представительных органов, прежде всего комиссий по социальной политике.

 
3.6. Демократическое просвещение общества

Российское общество, с трудом выходящее из тоталитаризма и не имеющее укорененных демократических традиций, как никакое другое, нуждается в «демократическом всеобуче», доведении до населения сведений о правах человека, демократических процедурах, помощи ему в освоении элементарных методов защиты своих прав.

Объем этой задачи требует разработки и реализации долгосрочной государственной программы демократического просвещения. Сколь ни низки шансы, что существующее в России государство пойдет на ее принятие, социал-демократы, и прежде всего парламентская группа СДПР, должны выступить с инициативой разработки такой программы.

Независимо от отношения государства к инициативе СДПР должна собственными силами, совместно со всеми готовыми принять участие политическими и общественными организациями, а также зарубежными и международными неправительственными организациями и благотворительными фондами, начать реализацию хотя бы отдельных элементов такой программы.

 
3.7. К единству действий демократической оппозиции

Как показывает анализ результатов думских и президентских выборов, не менее четверти активных избирателей России разделяют подходы демократической оппозиции, противостоящей как правящему режиму, так и реваншистским «коммунистическим» утопиям и имперско-националистическим химерам. Однако этот потенциал остается нереализован из-за раздробленности сил демоппозиции.

Ее разнородность, наличие сил от левых социалистов и «демократических коммунистов» до правых либералов и демопатриотов, затрудняет достижение единства действий на разных уровнях, но не делает его невозможным.

СДПР, члены которой работают в различных структурах движенческого типа - в ООО «Яблоко», Социал-демократическом союзе, «Гражданском Форуме», «Союзе труда» - может сыграть заметную роль в консолидации демократической оппозиции.

В нашей коалиционной работе можно выделить несколько уровней:

Взаимодействие с другими организациями, заявляющими о своей ориентации на ценности демократического социализма и социальной демократии. СДПР заявляет о своей открытости и готовности к консультациям и к сотрудничеству по конкретным вопросам со всеми такими организациями. Вместе с тем наша принципиальная позиция состоит в том, что коалиционное сотрудничество и организационное сближение возможно с теми из них, которые, с одной стороны, находятся в последовательной оппозиции к существующему режиму, с другой, реалистически оценивают «коммунистическое» прошлое и отмежевались от сталинизма.

Консолидация таких сил должна привести к более четкому выделению в общедемократическом лагере лево-демократического крыла, объединяющего течения от «демократических коммунистов» до социал-либералов.

Наконец, в ближайшей перспективе мы должны стремиться к формированию широкой демократической коалиции для парламентских и особенно президентских выборов, имеющей своей целью радикальную конституционную реформу и смену социально-экономического курса в интересах большинства населения России. Двумя крыльями такой коалиции могли бы стать объединение лево-демократических сил и «Яблоко», будет ли оно продолжать существование как движение, или преобразуется в партию.