Время вступать в ВТО еще не пришло

Я считаю, что вступление в ВТО это преждевременный шаг. Безусловно, мы не можем игнорировать тот факт, что 148 стран уже состоят в этой организации, то есть отказаться от вступления, значит остаться в изоляции. Кроме того, вступление в ВТО дает достаточно много плюсов, особенно для экспортеров, но для того, чтобы их получить, нужно что-то производить, а не просто перекачивать природные ресурсы.

Чтобы разобраться во всех преимуществах и недостатках от вступления в ВТО, достаточно представить следующее простое правило: сильный выиграет, слабый проиграет. Исходя  из этого, можно сделать вывод, что у нас выиграет добывающая отрасль промышленности, а вот промышленность как легкая, так и тяжелая проиграют. Поэтому, неслучайно я говорю,  что вступать в ВТО преждевременно. Вначале нам нужно как следует развить свое собственное производство.

Можно конечно отмахнуться, сказать, что есть страны которые хорошо живут без производства, а за счет сильного финансового сектора. А можно сказать, что «невидимая рука рынка» все расставит по местам, выживут конкурентоспособные компании, которые и станут оплотом экономики страны. Но так отмахиваться нельзя. В первом случае нужно понимать, что большая страна не может существовать только за счет финансового сектора, к тому же наши финансовые компании проигрывают конкурентную борьбу с западными компаниями, это связано с непрозрачностью и менее эффективным управлением. Что же касается второго случая, то многие производственные фирмы только начинают учиться бороться с иностранными компаниями, им нужна поддержка  и время. Например, это касается текстильной и обувной промышленности. Пошлины на импортные ткани, после вступления в ВТО, будут снижены на 5%, что может привести к разорению малые и средние компании. Еще большее снижение пошлины на обувь сумел выторговать себе Китай. Все это ставит российских производителей в сложные конкурентные условия, поскольку издержки на производство обуви в Китае гораздо ниже.

Отдельно следует сказать про сельское хозяйство. Как известно, уровень поддержки государством аграрного сектора, например, в США, Канаде, в странах Евросоюза в десятки раз отличается от ситуации в России. А, по условиям вступления в ВТО, Россия должна снижать господдержку сельского хозяйства каждые пять лет на 5-10%.

Аналогичная ситуация сложится и вокруг других отраслей экономики главным образом из-за снижения экспортных пошлин, отрывающих широкую дорогу импортным товарам на отечественный рынок. Страны ВТО настаивают на снижении размера импортной пошлины до 11%, тогда как в настоящее время этот тариф составляет около 20%. По сельскохозяйственным товарам средневзвешенная ставка снизится до 18%, по промышленным товарам - до 7,6%, а в дальнейшем - до уровня 5%.

В настоящее время перед компаниями стоит две основные проблемы – это серьезная технологическая отсталость и неразвитость управленческих технологий. Вследствие этого средняя производительность труда в России в 4 раза меньше, чем в США. При такой низкой производительности, все наши конкурентные преимущества сходят на нет.

Что же необходимо делать? Нужна серьезная эффективная государственная поддержка для малого и среднего бизнеса. Например, можно существенно снизить налоги, пусть хотя бы на какой-то срок, скажем лет на 5, а появившуюся брешь в бюджете покрывать за счет стабилизационного фонда. Это были бы самые эффективные инвестиции, поскольку их нельзя будет разворовать, а эффект от них получать именно те компании, которые оптимизируют свой бизнес.

Еще более значительная поддержка нужна сельскому хозяйству, тут не обойтись без прямых дотаций. По итогам 2005 года, 42% сельхозорганизаций были убыточны, уровень рентабельности сельскохозяйственного производства составил лишь 7,6%. Решение этих задач лежит в плоскости стимулирования эффективного агропроизводства, которое достигается обновлением основных фондов и формированием нового поколения управленцев в сегменте АПК. Именно этим нужно было бы заняться государству, чтобы сохранить внутреннее агропроизводство.

В тоже время, выполнение обязательных соглашений ВТО потребует отмены или пересмотра ряда практикуемых сегодня мер государственной поддержки отечественных товаропроизводителей и развития экономики. А их объем и в настоящее время невелик. Ассигнования на сомнительные с точки зрения норм ВТО меры государственной поддержки составляют около 7% расходной части федерального бюджета.

Поэтому вызывает беспокойство, что государство не предпринимает никаких особенных мер для поддержания отечественной промышленности. Средства, выделяемые в федеральном бюджете на стимулирование модернизации экономики и научно-технического прогресса, явно недостаточны. В 2007 году 98 млрд. рублей планируется выделить на научные исследования гражданского назначения, 534,3 млрд. рублей – на федеральные целевые программы, 503 млрд. рублей - на финансирование капитальных вложений по этому же разделу. Часть средств при этом выделяется на субсидирование процентных ставок, лизинг сельхозтехники и новых отечественных самолетов. Все эти меры затронут не более 10% потенциальной мощности соответствующих отраслей промышленности, которые загружены не более чем на 20%. 

При этом некоторым видам промышленности больше всего необходимо именно время, чтобы окрепнуть и начать реально конкурировать с иностранными компаниями. Примером является мебельная индустрия. Сейчас западные компании не приходят на российский рынок из-за высоких импортных пошлин, но обнуление пошлин неизменно повлечет стремительный рост конкуренции. Вследствие этого, из нескольких тысяч компаний производителей мебели, останется лишь пару десятков, причем их доля на рынке будет ничтожно мала. Это объясняется неизменными конкурентными преимуществами иностранных производителей: огромные финансовые ресурсы, возможность десять-пятнадцать лет работать с нулевой рентабельностью, большой опыт работы на рынке, развитый маркетинг. Российские же компании, с учетом наших высоких процентных ставок и инфляции, проиграют им, несмотря на сопоставимое качество продукции.

По мнению экспертов, чтобы отечественное мебельное производство окрепло и стало конкурентно способным, нужно еще 5-6 лет. Примерно такой же срок называют и в других видах промышленности. За 5 лет, при должной государственной политики, мы действительно сможем подготовиться к вступлению в ВТО. Нам совершенно не нужна эта спешка. Однако государство пока не слышит российский бизнес и нацелено на скорейшее вступление чуть ли не любой ценой. И если так произойдет, то мы рискуем остаться сырьевым придатком. При этом следует помнить, что сегодня нефть и газ есть, возможно они будут и завтра, но что, в таком случае, мы будем делать послезавтра, когда ресурсы закончатся? На этот вопрос ответ нужно давать уже сегодня и не спешить со вступлением в ВТО.