М.С. Горбачев - Евросоюз и Россия

Недавно я побывал в Брюсселе. В зале заседаний Европарламента председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу вручил мне награду "Энергетический глобус". Как сказано в формулировке решения, это оценка "дела всей жизни" и, в частности, моей деятельности в экологической области. На меня произвели большое впечатление отмеченные жюри проекты, осуществляемые на разных континентах людьми, которые большими и малыми делами стремятся спасти нашу планету от экологической беды.

Как человек, отдавший пятьдесят пять лет политике, я почувствовал в Брюсселе - одной из европейских столиц - пульс политической борьбы вокруг проблем, нередко выходящих за пределы европейского континента. Европейский союз приводит в порядок свои непростые внутренние дела и одновременно определяет свои позиции на мировой арене.

Ясно, что глобальные позиции ЕС зависят от прочности внутренней конструкции союза. А она с трудом выдерживает напряжения, вызванные стремительными темпами расширения ЕС. Разговоры о "старой" и "новой" Европе, которым, кстати говоря, европейцы не дали в свое время должного отпора, вроде бы поутихли. Попытка расколоть Европу извне не удалась. И приходит понимание, что дело совсем в другом: еще очень много предстоит сделать, чтобы новые члены ЕС действительно соответствовали высоким стандартам в области экономики, социальной защищенности, борьбы с коррупцией.

Да и со стандартами демократии не все в порядке. Вот недавний пример: чуть ли не две трети граждан Чехии против размещения в стране компонентов американской ПРО, а парламент поддерживает этот проект. В странах более зрелой демократии такой "фокус" вряд ли удался бы.

Многие в Брюсселе опасаются, что все силы ЕС уйдут на "переваривание" новых членов и решение внутренних проблем, и возможность стать одним из лидеров на мировой арене будет упущена. По-моему, основания для таких опасений есть.

Возьмем экологию - область, где у ЕС есть все основания претендовать на лидерство. Еврокомиссия сформулировала амбициозные задачи по борьбе с потеплением климата: к 2020 году уменьшить на 20 процентов выбросы парниковых газов, на 20 процентов повысить эффективность энергопользования и довести до 20 процентов долю возобновляемых источников в энергетическом балансе. Но реальные достижения европейцев по снижению выбросов пока довольно скромны. Механизмы реализации поставленных задач явно "хромают".

Устаревшие механизмы, как мне кажется, нередко мешают и выстраиванию отношений ЕС и России. По понятным причинам этот вопрос меня особенно волнует, и он был одним из центральных в обсуждениях в Брюсселе. Никто не выиграл от того, что всего две страны из числа недавних членов Евросоюза поочередно блокировали начало переговоров о новом соглашении между этими двумя необходимыми друг другу партнерами.

Чем бы ни руководствовались Польша и Литва, ставя палки в колеса сотрудничеству с Россией, - историческими обидами или подсказками из-за океана, их действия были по своей сути антиевропейскими. Глядя назад или в сторону, невозможно идти вперед. Это лишь на руку тем силам, в том числе в России, которые "ничего не забыли и ничему не научились". Просто удивительно, как сторонники конфронтации и любители силовых приемов в разных странах умеют помогать друг другу. Но России такая "помощь" нужна в последнюю очередь.

Выступая в Брюсселе и отвечая на вопросы журналистов, я не уставал повторять то, что говорил в связи с инаугурацией нового президента: перед Россией одна задача - модернизация экономики, политики, всего общества. У этой задачи много аспектов. Президент Дмитрий Медведев выдвинул на первый план борьбу с правовым нигилизмом, укрепление правового государства.

Я поддерживаю эту направленность. Кстати, она полностью соответствует европейским ценностям. И нашим друзьям в ЕС самое время подумать, как они могут поддержать Россию в решении этой задачи. Сразу скажу: выдвижение всяких условий, чтение нотаций - не тот путь. Он уже был испробован и провалился.

Нужен всесторонний диалог и выстраивание продвинутого партнерства ЕС и России. Такое партнерство должно, на мой взгляд, быть институционно оформлено - с органами принятия совместных решений и механизмами их реализации. Кому-то такой проект покажется слишком амбициозным и нереалистическим. Но я не отношу себя к мечтателям. В сегодняшнем все более сложном и даже опасном мире он, очевидно, выгоден обеим сторонам.

Российская газета 11.06.2008